Среда, 29 мая 2024
Правовое просвещение

Статьей 7 Федерального закона от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» установлено, что среди основных направлений деятельности государственных органов по повышению эффективности противодействия коррупции предусмотрено обеспечение добросовестности, открытости, добросовестной конкуренции и объективности при осуществлении закупок товаров, работ, услуг.

При проведении проверок в указанной сфере органами прокуратуры выявляются нарушения, связанные с фактами: выполнения государственного контракта аффилированными лицами заказчика; осуществления закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных (муниципальных) нужд на бесконкурсной основе; необоснованного завышения цен на приобретаемые товары (работы и услуги); оценки и сопоставления заявок на участие в конкурсе с применением критериев, не предусмотренных конкурсной документацией; участия в работе конкурсных, аукционных комиссий лиц, лично заинтересованных в результатах размещения заказа, либо лиц, на которых способны оказывать влияние участники размещения заказа.
Существует несколько основных способов злоупотреблений при заключении и исполнении государственных и муниципальных заказов.
Первый способ – систематическое злоупотребление должностными полномочиями в целях создания благоприятных условий собственному бизнесу либо коммерческой деятельности третьих лиц, то есть аффилированность работников органов государственной власти и органов местного самоуправления с субъектами предпринимательской деятельности.
Второй способ – ограничение конкуренции, воспрепятствование предпринимательской деятельности при организации и проведении конкурсных процедур, в том числе путем завышения стоимости работ и с использованием фирм-однодневок. К числу механизмов, используемых для завышения цены контракта на стадии, предшествующей выполнению работ, относятся завышение начальной цены контракта представителем заказчика при наличии сговора с предполагаемым победителем.
Основными мошенническими механизмами при осуществлении государственного (муниципального) заказа, а также при реализации схем, направленных на ограничение (устранение) конкуренции в сфере государственных закупок, являются картельные сговоры на торгах, так называемое тендерное рейдерство, и иные нарушения антимонопольных требований в ходе организации торгов, а также предоставление фиктивного финансового обеспечения (банковских гарантий) в ходе конкурсных торгов.
Уголовная ответственность за нарушения в сфере закупок предусмотрена статьями 200.4 (злоупотребление в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных или муниципальных нужд), 205.5 (подкуп работника контрактной службы, лица, осуществляющего приемку поставленных товаров, выполненных работ или оказанных услуг), 304 (провокация взятки, коммерческого подкупа либо подкупа в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных или муниципальных нужд) Уголовного кодекса Российской Федерации (далее – УК РФ).
В отдельных случаях действия злоумышленников могут квалифицироваться по статье 159 УК РФ (мошенничество).

5517645e0e115568ef129ff19dcb8ad9

Правовое просвещение

В настоящее время имеются десятки способов совершения IT-преступлений, от которых страдают все слои населения, среди которых можно выделить наиболее распространенные:
1) Хищение денежных средств, совершенное под предлогом звонка от имени сотрудников банка и правоохранительных органов, является одним из наиболее общественно опасных способов совершения преступления рассматриваемой категории.
Гражданину сообщается о несанкционированном списании денежных средств с его счетов и предлагается для безопасности и сохранения денежных средств перевести их на «безопасные счета», которые предоставляют злоумышленники. В некоторых случаях мошенники просят скачать приложения для удаленного управления смартфоном, посредством которого они управляют мобильным банком и самостоятельно производят перевод денежных средств.
Для убедительности, злоумышленник присылает изображение служебного удостоверения сотрудника правоохранительного органа, Центрального Банка и иных государственных органов, как правило посредством мессенджера «WhatApp», что настоящий сотрудник делать не будет.
Звонящие побуждают оформить кредит для того, чтобы «защитить свои финансы», поддавшись панике люди не задумываются, что кредитные средства не нуждаются в защите и приобретая финансовое обязательство граждане становятся должниками перед банковской организацией.
Преступник пытается вывести из состояния душевного равновесия, внушить панику, тем самым принудить выполнять его указания. В разговоре зачастую используются словосочетания: «безопасный счет», «безопасная ячейка». А также настоятельно рекомендует не доверять настоящим сотрудникам банка, которые якобы замешаны в противоправных действиях.
Во всех случаях подобные звонки осуществляются из-за границы с использованием IP¬телефонии и мессенджеров «WhatsApp» и «Viber».
2) Мошенничество под предлогом инвестирования в различные крипто биржи, крипто валюты, акции и т.д. Граждане находят в сети Интернет различные «зарубежные» финансовые организации, которые предлагают под их управлением инвестировать деньги в валюту, крипто¬валюту, акции, металлы, биржевые товары и т.п., обещая при этом доходы, существенно превышающие действительные биржевые курсы.
Злоумышленники просят установить приложение, скачанное с их сайта, на котором отображаются биржевые котировки, создать личный кабинет и специальный счет для участия в торгах. В итоге потерпевший переводит денежные средства не на специальный счет, а на обычные электронные средства платежа мошенников. Все время потерпевшего сопровождает «персональный менеджер», цель которого заставить потерпевшего под различными предлогами постоянно «инвестировать». Однако вывести деньги со специального счета невозможно.
3) Мошенничество посредством звонка гражданам, в ходе которых сообщается информация о том, что их родственник попал в ДТП и для разрешения данного вопроса необходимо передать денежные средства незнакомому лицу (курьеру).
Мошенники осуществляют телефонный звонок потерпевшему, выдавая себя за их родственника и просят оказать финансовую помощь чтобы избежать ответственности за совершение того или иного правонарушения (совершили ДТП, в результате чего пострадали люди, и чтобы не привлекли к уголовной ответственности необходимо компенсировать причиненный вред). В ходе телефонного разговора сообщают сумму денежных средств, а также курьера, кому необходимо передать денежные средства.
Потерпевшими от данного вида преступлений становятся пожилые люди, которым звонки поступают на «стационарный» телефон.
4) Мошенничество под предлогом внесения предоплаты за покупку товара в сети Интернет - является самым примитивным способом совершения преступлений рассматриваемой категории.
Для их совершения злоумышленниками используются популярные сайты бесплатных объявлений социальной сети или специальные сайты по продаже каких¬-либо товаров, как правило это автозапчасти, компьютерная техника, средства связи и животные. После перечисления предоплаты лицо, её получившее, на связь с покупателем не выходит и свои обязательства не исполняет.
5) Кражи денежных средств посредством фишинговых ссылок, направляемых гражданам при попытке купить или продать товар в сети Интернет.
Для совершения хищения указанным способом злоумышленники предлагают перейти по ссылке, которую направляют жертве под предлогом оформления «безопасной сделки», доставки и т.д. Интернет–сайт, на который ведет данная ссылка, как правило имитирует оформление известного ресурса бесплатных объявлений или службы доставки и предлагает посетителю ввести данные банковской карты, в том числе необходимые для проведения операции по списанию денежных средств: CVV ¬код (трехзначный код на обратной стороне карты) и коды подтверждения операций. После ввода этой информации злоумышленники получают возможность совершить хищение денег.
В приложениях и на сайтах многих банков пользователи могут быстро и бесплатно проверить любую интернет¬-ссылку, полученную в СМС, по электронной почте или через мессенджеры. После быстрого анализа сервис выяснит, является ли сайт мошенническим или вредоносным.
6) Мошенничество посредством осуществления телефонных звонков руководителям коммерческих организаций, государственных (образовательных) учреждений от имени руководства правоохранительных органов (судов, прокуратуры, МВД, Следственного Комитета и т.д.) в целях перевода денежных средств либо иных материальных благ для решения вопросов, касающихся сферы деятельности контролирующих органов.

item 2602

Правовое просвещение

Согласно ст. 227 Гражданского кодекса РФ, нашедший потерянную вещь обязан немедленно принять меры к ее возврату собственнику или иному лицу, правомочному получить такую вещь.

Он также обязан заявить о находке в полицию или орган местного самоуправления.
Зачастую, граждане нашедшие и удерживающие у себя чужое имущество, не желая совершать хищение и решая найти его владельца самостоятельно, не сообщают о такой находке, либо делают это несвоевременно, что может быть расценено правоохранительными органами как совершение преступления - кражи, предусмотренного ст. 158 Уголовного кодекса РФ.
Указанный вопрос являлся предметом рассмотрения Конституционного суда Российской Федерации, который в соответствующем постановлении от 12.01.2023 № 2-П разграничил факты обнаружения находки от преступных деяний. Необходимо учитывать, что находка перерастет в кражу, если:
• нашедшему заведомо известно о принадлежности вещи другому лицу;
• нет оснований полагать, что вещь выбросили;
• лицо скрыло вещь, источник ее получения, факт принадлежности другому лицу или идентифицирующие признаки вещи;
• цель нашедшего - обратить вещь в свою пользу или в пользу иных лиц;
• собственнику или законному владельцу вещи причинен ущерб.
К уголовной ответственности может быть привлечен и тот, кто может сразу сообщить о потере вещи владельцу и вернуть ему ее, но вместо этого тайно завладевает таким имуществом.

scale 1200 5

Правовое просвещение

Оскорбление представителя власти – это умышленное унижение чести и достоинства, выраженное в неприличной форме. Оскорбление может иметь словесную, письменную, изобразительную форму или заключаться в каком-либо оскорбительном действии.
Представителем власти признается должностное лицо правоохранительного или контролирующего органа, а также иное должностное лицо, наделенное в установленном законом порядке распределительными полномочиями в отношении лиц, не находящихся от него в служебной зависимости.
Публичность оскорбления может выражаться по-разному: выступления на публике, высказывания в присутствии третьих лиц, публикации в интернете, распространение контента, листовок.
За публичное оскорбление представителя власти при исполнении им своих должностных обязанностей или в связи с их исполнением предусмотрена уголовная ответственность по статье 319 Уголовного кодекса РФ, наказывается штрафом до 40 тыс. рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до трех месяцев, либо обязательными работами на срок до 360 часов, либо исправительными работами на срок до 1 года.

aa9e888ca89fc5bf7aa43e7711d0c094

Правовое просвещение

Постановлением Правительства Российской Федерации от 26.01.2024 № 67 «Об особенностях проведения государственной итоговой аттестации и приема на обучение в 2024 году» установлен порядок проведения государственной итоговой аттестации (далее – ГИА) при завершении освоения образовательных программ основного общего и среднего общего образования для граждан, проходивших обучение за рубежом и вынужденных прервать его в связи с недружественными действиями иностранных государств, в 2024 году.
Установлены особенности проведения ГИА для граждан, в том числе иностранных, проходивших обучение за рубежом и вынужденных прервать его в связи с недружественными действиями иностранных государств:
- находящихся в Российской Федерации и осваивающих имеющие государственную аккредитацию образовательные программы основного общего и среднего общего образования, принятых начиная с 2021/22 учебного года на обучение в организации, осуществляющие образовательную деятельность;
- находящихся в иностранных государствах и осваивающих имеющие государственную аккредитацию образовательные программы основного общего и среднего общего образования в организациях, осуществляющих образовательную деятельность на территории Российской Федерации, а также вне организаций, осуществляющих образовательную деятельность, в форме семейного образования или самообразования с применением электронного обучения и (или) дистанционных образовательных технологий.
Для вышеуказанных граждан ГИА проводится по их выбору в форме промежуточной аттестации, результаты которой являются основанием для выдачи соответствующего документа об образовании, или в формах, установленных порядками проведения ГИА, утвержденными Министерством просвещения Российской Федерации и Федеральной службой по надзору в сфере образования и науки.
Настоящее постановление вступило в силу со дня его официального опубликования.

Помощник межрайонного прокурора Д.П. Кузнецов

w vJ8PalOs

Правовое просвещение

В соответствии со ст. 136 Трудового кодекса РФ заработная плата выплачивается не реже чем каждые полмесяца. Конкретная дата выплаты заработной платы устанавливается правилами внутреннего трудового распорядка, коллективным договором или трудовым договором не позднее 15 календарных дней со дня окончания периода, за который она начислена.

Согласно ст. 236 ТК РФ при нарушении работодателем установленного срока соответственно выплаты заработной платы, оплаты отпуска, выплат при увольнении и других выплат, причитающихся работнику, работодатель обязан выплатить их с уплатой процентов (денежной компенсации) в размере не ниже одной сто пятидесятой действующей в это время ключевой ставки Центрального банка Российской Федерации от не выплаченных в срок сумм за каждый день задержки начиная со следующего дня после установленного срока выплаты по день фактического расчета включительно. При неполной выплате в установленный срок заработной платы и других выплат, причитающихся работнику, размер процентов (денежной компенсации) исчисляется из фактически не выплаченных в срок сумм.

В соответствии со ст. 142 ТК РФ в случае задержки выплаты заработной платы на срок более 15 дней работник имеет право, известив работодателя в письменной форме, приостановить работу на весь период до выплаты задержанной суммы. Не допускается приостановление работы:

в периоды введения военного, чрезвычайного положения или особых мер в соответствии с законодательством о чрезвычайном положении;

в органах и организациях Вооруженных Сил Российской Федерации, других военных, военизированных и иных формированиях и организациях, ведающих вопросами обеспечения обороны страны и безопасности государства, аварийно-спасательных, поисково-спасательных, противопожарных работ, работ по предупреждению или ликвидации стихийных бедствий и чрезвычайных ситуаций, в правоохранительных органах;

государственными служащими;

в организациях, непосредственно обслуживающих особо опасные виды производств, оборудования;

работниками, в трудовые обязанности которых входит выполнение работ, непосредственно связанных с обеспечением жизнедеятельности населения (энергообеспечение, отопление и теплоснабжение, водоснабжение, газоснабжение, связь, станции скорой и неотложной медицинской помощи).

За невыплату в установленный срок заработной платы установлена также административная (ч. 6 и 7 ст. 5.27 КоАП РФ) и уголовная ответственность (ст. 145.1 УК РФ).

6jsn1 83NMU

Правовое просвещение

В письме Минздрава России от 18.01.2024 № 31-2/63 «По вопросу правомерности требования СНИЛС в частных медицинских организациях и отказа от оказания платной медицинской помощи в случае его непредоставления» разъяснено, что продавец (исполнитель) не вправе отказывать потребителю в заключении и исполнении договора в связи с отказом потребителя представить персональные данные, за исключением случаев, если обязанность представления таких данных предусмотрена законодательством Российской Федерации или непосредственно связана с исполнением договора с потребителем (п. 4 ст. 16 Закона Российской Федерации от 07.02.1992 № 2300-1 «О защите прав потребителей»).
В соответствии с подпунктом «б» пункта 23 Правил предоставления медицинскими организациями платных медицинских услуг, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 11.05.2023 № 736, договор должен содержать информацию, включая сведения о потребителе (при оказании платных медицинских услуг гражданину анонимно сведения фиксируются со слов потребителя услуги): фамилия, имя и отчество (при наличии), адрес места жительства, иные адреса, на которые (при их указании в договоре) исполнитель может направлять ответы на письменные обращения, и телефон; данные документа, удостоверяющего личность.
Таким образом, для заключения договора об оказании платных медицинских услуг гражданин обязан представить медицинской организации сведения, необходимые для заключения договора (Ф.И.О., адрес, телефон, данные документа, удостоверяющего личность).
С учетом изложенного, СНИЛС не является обязательным документом и может быть предоставлен гражданином по своему усмотрению.

Помощник межрайонного прокурора А.И. Титова

WRmwC4bHn3o

Правовое просвещение

Пунктом первым ст. 3 Федерального закона от 27.07.2006 № 152-ФЗ «О персональных данных» установлено, что под персональными данными понимается любая информация, относящаяся к прямо или косвенно определенному или определяемому физическому лицу (субъекту персональных данных).
В соответствии с положениями ст. 86 Трудового кодекса Российской Федерации (далее – ТК РФ) в целях обеспечения прав и свобод человека и гражданина работодатель и его представители при обработке персональных данных работника обязаны соблюдать ряд требований. В частности, обработка персональных данных работника может осуществляться исключительно в целях обеспечения соблюдения законов и иных нормативных правовых актов, содействия работникам в трудоустройстве, получении образования и продвижении по службе, обеспечения личной безопасности работников, контроля количества и качества выполняемой работы и обеспечения сохранности имущества.
При этом нормами той же статьи на работодателя возложена обязанность по защите персональных данных работника от неправомерного их использования или утраты.
Из положений ст. 87 ТК РФ вытекает, что порядок хранения и использования персональных данных работников устанавливается работодателем в соответствующих локальных нормативных актах, с которыми работники должны быть ознакомлены под роспись.
Согласно ст. 90 ТК РФ лица, виновные в нарушении положений законодательства Российской Федерации в области персональных данных при обработке персональных данных работника, привлекаются к дисциплинарной и материальной ответственности в порядке, установленном ТК РФ и иными федеральными законами, а также привлекаются к гражданско-правовой, административной и уголовной ответственности в порядке, установленном федеральными законами.
При этом, согласно разъяснениям Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации, изложенным в письме от 11.03.2024 № 14-6/ООГ-1418, к дисциплинарной ответственности за разглашение персональных данных работника можно привлечь лишь в том случае, если на него возложены обязанности по обработке персональных данных и который при обработке персональных данных нарушил законодательство Российской Федерации.

31098

Правовое просвещение

Федеральным законом от 23.03.2024 № 55-ФЗ внесены изменения в статью 30 Жилищного кодекса Российской Федерации, согласно которым собственник жилого помещения вправе сдавать его гражданам по договору найма (в том числе краткосрочного) или договору безвозмездного пользования, а юридическим лицам - по договору аренды, при условии, что будет обеспечено соблюдение прав и законных интересов соседей, правил пользования жилыми помещениями, правил содержания общего имущества в МКД, требований оснащенности жилья приборами учета используемых энергетических ресурсов, требований к предоставлению коммунальных услуг.

Также закреплено право соседей обратиться в суд в случае, если сдача квартиры нарушает их жилищные права.

Помощник межрайонного прокурора А.У. Иргужаев

orig

Правовое просвещение

Права и обязанности родителей, меры ответственности в случае ненадлежащего исполнения родительских обязанностей регламентированы главой 12 Семейного кодекса Российской Федерации. В соответствии с ч. 1 ст. 65 Семейного кодекса РФ родительские права не могут осуществляться в противоречии с интересами детей. Обеспечение интересов детей должно быть предметом основной заботы их родителей.

При осуществлении родительских прав родители не вправе причинять вред физическому и психическому здоровью детей, их нравственному развитию. Способы воспитания детей должны исключать пренебрежительное, жестокое, грубое, унижающее человеческое достоинство обращение, оскорбление или эксплуатацию детей. Лишение родительских прав является крайней мерой ответственности, которая применяется судом только за виновное поведение родителей по основаниям, указанным в ст. 69 Семейного кодекса РФ, перечень которых является исчерпывающим. Основаниями к лишению родительских прав являются:

  • уклонение от выполнения обязанностей родителей, в том числе при злостном уклонении от уплаты алиментов;
  • отказ без уважительных причин взять своего ребенка из родильного дома (отделения) либо из иной медицинской организации, образовательной организации, организации социального обслуживания или из аналогичных организаций;
  • злоупотребление своими родительскими правами;
  • жестокое обращение с детьми, в том числе осуществление физического или психического насилия над ними, покушение на их половую неприкосновенность;
  • наличие хронических заболеваний - алкоголизм или наркомания;
  • совершение умышленного преступления против жизни или здоровья своих детей, другого родителя детей, супруга, в том числе не являющегося родителем детей, либо против жизни или здоровья иного члена семьи.

Применение такой меры допускается в случае невозможности защитить права и интересы детей иным образом и только в судебном порядке. Дела указанной категории рассматриваются с обязательным участием прокурора и органа опеки и попечительства. Правом на обращение в суд с исковым заявлением о лишении родительских прав обладают: родители независимо от того, с кем из них проживает ребенок; лица, заменяющие родителей (усыновители, опекуны, попечители, приемные родители, патронатные воспитатели); прокурор; орган или организации, на которые возложены обязанности по охране прав несовершеннолетних детей (органы опеки и попечительства, комиссии по делам несовершеннолетних, организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей).

К юридически значимым обстоятельствами, подлежащим установлению в целях разрешения вопроса об ответственности лица, в отношении которого рассматривается иск о лишении родительских прав, относятся: факты, подтверждающие (опровергающие) отсутствие заботы о здоровье, физическом, психическом, духовном и нравственном развитии детей, их материальном содержании, а также предупреждался ли ранее ответчик о недопущении злостного уклонения от исполнения родительских обязанностей и о возможном лишении его родительских прав, применялись ли к нему меры административной и уголовной ответственности.

В исключительных случаях при доказанности виновного поведения родителя суд с учетом характера его поведения, личности и других конкретных обстоятельств, а также с учетом интересов ребенка может отказать в удовлетворении иска о лишении родительских прав и предупредить ответчика о необходимости изменения своего отношения к воспитанию детей. Отказывая в иске о лишении родительских прав, суд при наличии оснований, вправе принять решение об ограничении родителя в родительских правах, если этого требуют интересы ребенка.

При рассмотрении дела о лишении либо ограничении родительских прав суд решает вопрос о взыскании алиментов на ребенка с родителей (одного из них).

A2E3iWFsDH4

Полезные ссылки

orelregion admmr gosuslugi

Войти or Sign up

Сетевое издание «Вестник Мценского района» зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации Эл №ФС77-79418 от 09 ноября 2020г. Учредитель – Муниципальное автономное учреждение Мценского района «Редакция «Вестник Мценского района». Главный редактор – Романова А. В. Электронная почта: radiokor2012@yandex.ru Телефон: +7 9534164648. Адрес: 303030, г. Мценск, ул. Ленина, д. 17.